Месячный новорожденный


Развитие новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Новорожденный младенец — существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли — внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое — сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться — ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное — это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

— «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,— «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,— «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок - в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

  • Нельзя поднимать ребенка за руки.

  • Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

  • Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме. Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, — не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, — при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, — звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, — держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание  новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия — недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить "перегрева".

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание — самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но — только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В  материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) — сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу — так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это — профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди — пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Обычный ритм кормлений новорожденного — 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, — кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух — это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания — время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

  1. Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

  2. В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

  3. Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест — тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это — правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке.Например, с 9-11 дня , ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению. К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
  • Движения еще не координированы.Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!

www.7gy.ru

Уход за новорожденным в первый месяц жизни, режим дня, рефлексы, сон

 

Появившись на свет, ребенок попадает в огромный, невиданный и пугающий мир. Здесь живут великаны. Здесь то холодно, то жарко. Здесь очень ярко и светло. Сколько всего необычного и непривычного. А еще здесь есть мама. Первый месяц жизни ребенка очень важен, ведь это время адаптации, когда малыш старается привыкнуть, приспособиться к окружающему миру.

Он еще такой маленький, но уже готов расти и развиваться, если ему помогут. Он же не знает, как правильно. Зато его мама знает: она сделает все для его развития, чтобы кроха вырос здоровым и сильным. Первый месяц – это тяжелое время, когда забота и уход должны стать целью номер 1.

Чувства

Со временем все органы чувств у новорожденного станут достаточно развиты, а пока что они находятся в самом начале пути. Но за 1 месяц их развитие будет очень заметно, если будет правильный уход, нормальный режим и распорядок дня. За этим необходимо следить молодой матери.

Слух

Хотя еще в животике малыш слышал ваш голос, нельзя сказать, что слух новорожденного находится на соответствующем уровне. Да, ребенок слышит вас, но не достаточно хорошо. Он не понимает вас, сколько бы вы ему не рассказывали и каких бы ласковых слов не говорили. И даже если бы он умел говорить, ни за что не смог бы повторить ваши слова. Ваш голос для новорожденного – это что-то вроде шума на заднем плане. Со временем этот шум станет разборчивее, но на это нужна не 1 и не 2 недели.

Зато малыш уже умеет различать звуки. Он чувствует разницу между голосом матери и скрипом двери, не беспокойтесь. Развитие слуха происходит, когда вы говорите с ребенком, включаете ему музыку. Уже на 2 неделе малыш будет помнить ваш голос, и при разговоре с ним вы увидите улыбку на лице.

Зрение

Поскольку ребенок очень долго пробыл в замкнутом пространстве, зрение не развивалось – там не на что смотреть. Но уже в 1 месяц жизни постепенно малыш научится видеть. А правильный уход и режим дня ему только поможет.

В начале своей жизни новорожденный не способен фиксировать взгляд. Примерно ко 2 или 3 неделе он научится наводить фокус, но только видит малыш на определенном расстоянии. Обычно это примерно 25-30 см – столько, сколько составляет расстояние до лица матери, когда та держит новорожденного на руках.

Ко 2 или 3 месяцу зрение пойдет на лад – радиус фокуса увеличится, со временем ребенок будет видеть все вокруг себя четко. Но не в начале жизни.

Осязание

Осязание, как и прочие чувства, то же зрение, развито не очень. Чтобы оно становилось лучше, необходимо постоянно стимулировать рецепторы. Если ребенок не спит, в течении дня касайтесь его, щекочите, давайте в руки какие-то предметы – интересно наблюдать за его реакцией – на некоторые моменты он реагирует улыбкой на лице, на другие любопытным выражением, его мимика очень выразительна. Обязательно много возитесь с малышом в первые 3 месяца жизни: так его восприятие улучшится очень быстро, а соответственно и развитие.

Вкус и запах

Младенцу знаком только один вкус – вкус молока. Так пахнет от матери, это он считает правильным. Он научился уметь различать и другие вкусы и запахи, но только этот для него родной и близкий, каких бы других не было рядом.

Рефлексы

Достаточно, чтобы прошли 1, 2 или 3 недели, чтобы у ребенка начали вырабатываться определенные рефлексы на звуки и запахи. Есть такие вещи, на которые ребенок реагирует уже в первый месяц жизни. Его развитие состоит из двух основных и главных рефлексов – сосательного и хватательного. Его зрение не позволяет ему видеть, где расположен мамин сосок, но он безошибочно его находит.

Пища. К разной еде новорожденный отнесется по-разному. Например, если дать ему лизнуть что-то сладкое, рефлексы его просты — он начнет причмокивать. Это вкусно. Но если вдруг в рот попадет что-то из каких-то горьких, кислых или соленых продуктов, малыш поморщится – это невкусно. Но лучше не экспериментировать в первые месяцы, потому что у малыша может проявиться реакция на новый продукт – например, аллергические прыщики, они могут быть на лице или теле.

Сосательный рефлекс. Если коснуться пальчиком губ новорожденного, он вытянет их, готовясь принимать пищу – сосать грудь.

Реакция на раздражитель. Если неподалеку раздастся резкий звук, малыш вздрогнет. В начале 2 недели он лишь слегка приподнимет голову, но на рубеже 2 и 3 недель он уже повернется к источнику звука.

Хватательный рефлекс. Даже на 1 неделе жизни малыш уже может что-то крепко держать в ручках. Если вложить ему в кулачок свой палец, ребенок схватит его и не захочет отпускать. Новорожденному даже проще держать кулак сжатым – в таком виде ручки у ребенка в первые недели, малышу так удобнее, так он привык в утробе матери. Лишь постепенно они начинают раскрываться.

Реакция на эмоции. Ребенок еще не может давать оценку событиям. Поэтому его реакция на то или иное действие будет прочно связана с матерью. За 2 или 3 раза он хорошо запомнит, как реагировала мама, хотя его зрение еще слабое, зато он прекрасно понимает и чувствует ее на эмоциональном уровне. Если, к примеру, во время купания мама играла с крохой, улыбалась ему, то новорожденный полюбит эту процедуру надолго. Но если женщина мыла малыша серьезно, с недовольным выражением лица или даже кричала в этот момент на кого-то, ребенок запомнит, что эта процедура плохая – она расстроила мамочку. Тогда в дальнейшем, когда вы решите искупать сына или дочку, вам это удастся с трудом: ребенок будет капризничать и отпираться.

Подошвенный рефлекс. Если провести по подошве рукой или пальцем, малыш отдернет ногу, подтянет её под себя – проявляются такие рефлексы вне зависимости от срока: как на 1 или 2 неделе, так и в дальнейшем. Щекотно!

Подражательство. Если мама много говорит с ребенком в течении дня, со временем он должен начать ей отвечать. Когда он издает разные звуки, словно в ответ – это начальное развитие речи, он просто старается сымитировать действия матери. Она говорит, и он говорит. Такой вот простой рефлекс. Зато так постепенно развивается речевой аппарат. Когда малыш слышит мамин голос – на его лице появляется очаровательная улыбка.

Когда 1 месяц жизни вашего ребенка подойдет к концу, все эти рефлексы так или иначе должны появиться. Если малыш недостаточно развит, сообщите об этом своему врачу, чтобы он рекомендовал какой-то особый уход, режим и распорядок дня.

Первая неделя

Покинув организм матери, новорожденному придется привыкать к новой, внеутробной жизни. 1, 2 и 3 месяцы ребенок очень слаб, ему необходимы забота, правильный режим дня и уход. И постоянные обследования: не стесняйтесь, если с малышом происходит что-то, что вам кажется странным, немедленно обратитесь к врачу – например, появились подозрительные прыщики на лице, повысилась температура. Лучше зря поднять панику, посетить врачей, чем что-то недоглядеть, особенно если идут 1 или 2 недели.

Весь первый месяц нужен уход за пупочной ранкой – в нее очень легко может попасть инфекция. В течении дня помажьте её два раза зеленкой или чем-то еще, что посоветует врач.

Первый месяц начинается с того, что младенцу делают укол – вакцинация от вирусного гепатита. Это рекомендуют сделать еще в первый день жизни, чтобы выработать иммунитет, но вы вправе и отказаться. Ближе к концу 1 недели требуется сдать кровь на тест-бланк. Также в это время сделают прививку от туберкулеза. На 3 или 4 неделе жизни вам сделают прививку от гепатита B. Делать эти процедуры сейчас или нет — решать вам. В любом случае, перед прививкой у ребенка не должны наблюдаться температура, высыпания и т.д. Не путайте это с состоянием после прививки, когда 37 – это нормальная температура, это реакция организма, а вот высыпания в любом случае не норма.

Скрининг

Так же в первые дни малышам проводят неонатальный и аудиологический скрининг, его необходимо сделать всем.

Неонатальный скрининг позволяет выявить наследственные заболевания, для исследования берется кровь из пяточки. Результат скрининга будет готов через 10 дней, но помимо него еще проводят множество других исследований – проверяется слух, зрение, тонус и т.д. Впрочем, некоторые заболевания выявляются еще во время беременности, когда делается узи-скрининг. Неонатальный скрининг позволяет выявить множество заболеваний, в том числе фенилкетонурию, галактоземию и т.д.

Аудиологический скрининг – проверяют слух, обычно еще в роддоме, возможно и в поликлинике. Ранее его проводили выборочно, но в нынешнее время делают такой скрининг всем новорожденным, чтобы вовремя начать лечение. Ранняя проверка слуха позволит вылечить ребенка, например, при выявлении проблем применяется протезирование даже на первом месяце жизни. Проверяют так же и зрение, но не методом скрининга.

Такая проверка нужна для своевременного выявления и лечения заболеваний. После аудилогического и неонатального скрининга могут назначить еще дополнительные исследования, например, УЗИ.

УЗИ

Малышам так же проводят и ультразвуковое исследование при необходимости. Виды УЗИ новорожденных:

  1. УЗИ мозга
  2. Диагностика сердца и состояния крупных сосудов
  3. УЗИ почек и брюшной полости

Это не плановые проверки, для малышей они не обязательны, каждый из типов УЗИ проводят лишь после назначения врачей. Это может быть как педиатр, так и узконаправленный специалист. Назначение УЗИ может быть обусловлено различными причинами – например, УЗИ мозга проводят, когда роды и период беременности протекали с осложнениями, ребенок недоношенный, были родовые травмы и т.д.

Режим дня

Когда первый месяц подойдет к концу, у вас уже должен быть устоявшийся режим дня – сон, кормление. Для этого старайтесь кормить ребенка в одно и то же время. Не позволяйте ему слишком долго спать или бодрствовать, контролируйте активность новорожденного.

Сколько спят малыши. В общем, сон ребенка должен составлять до 19 часов в день. Длина наибольшего отрезка бодрствования не должна превышать 1,5 часа – для новорожденного это очень долго. Каждые 2 или 3 часа осторожно будите малыша, чтобы покормить его. Затем было бы неплохо с ним часик повозиться, а потом укачать и уложить, пусть спит снова.

Важно выработать режим кормления. В среднем нужно покормить ребенка 6-7 раз в сутки, это примерная норма (ночью, когда спит – 2-3 раза). Длина каждого кормления – примерно 15 минут. Аккуратно придерживайте ребенка во время еды. Когда он закончит, немного подержите его вертикально, чтобы он срыгнул воздух. Затем положите его набок, чтобы в случае повторного срыгивания, но на этот раз уже не воздуха, он не задохнулся, а отрыгнул все наружу. С рождения и дальше есть таблица для кормления, сколько он должен выпивать в 1 неделю, во вторую и т.д. Ночью, конечно, не стоит его поднимать, чтобы не перебить ему сон, лучше, если кроватка будет наклонной, или положите небольшую подушечку под голову. Есть два варианта, как кормить ребенка – установить режим или по требованию. Мамочке немаловажно соблюдать рацион питания, потому что любой продукт может отразиться для вашего малыша в виде высыпаний – прыщики на теле, лице, которые можно принять за потничку.

Малыш должен «ходить в туалет» несколько раз в день – норма, это 2 или 3 раза по большому, примерно каждый час по маленькому. В 1 неделю кал будет жидким и зеленоватым. Но начиная со 2 недели, он должен стать насыщенно желтым и кашеобразным.

Купание – важный процесс в первый месяц. Делайте это очень осторожно: вода должна быть идеальной температуры 36-37 градусов (сколько градусов можно узнать, если использовать специальный градусник, или воспользоваться обычным методом – опустить свой локоть в воду, и по своим ощущениям – горячо или холодно, узнать нормальная ли вода для купания), кипяченой или разбавленной специальным дезинфицирующим раствором. По окончании оберните новорожденного в пеленку, но ни в коем случае не растирайте чувствительную кожу тела – осторожно протрите её несколько раз. Обязательно заверните в сухое. Не купайте сразу после кормления, лучше после всех процедур покормить и уложить спать – сон будет сладким.

Запреты

Уход за недавно родившимся ребенком – это очень сложное дело. Можно случайно допустить массу ошибок, поэтому многие родители с некоторой опаской подходят к детской кровати. А ведь малыш чувствует ваши эмоции, не понимая ваше поведение, и начинает нервничать. Поэтому нужно постараться запомнить несколько запретов, это сильно облегчит вам уход за ребенком.

  • Не нужно поднимать новорожденного за ручки, не тяните за конечности.
  • Держите ребенка так, чтобы голова не свешивалась. Желательно, чтобы новорожденный полностью лежал на какой-то одной вашей руке, а другой вы его придерживали.
  • Не берите малыша на руки без необходимости – привыкнет, ни на шаг вас от себя не отпустит. Он видит вашу реакцию и запоминает, что если громко заплакать, мама придет.
  • Не подпускайте к новорожденному людей, которые могут его напугать. Например, большие очки на лице, которых он не видел раньше, или резкий аромат духов могут заставить ребенка нервничать.

Неприятности

В 1 месяц жизни с ребенком может многое произойти, его подстерегает немало опасностей. Родители должны быть очень внимательны, чтобы уход за младенцем защищал его от всего на свете, и был правильно установлен режим сна и кормления. Улыбка на лице малыша очаровывает, но иногда ребенок плачет. На то может быть 3 нормальные причины, которые описывают его поведение:

  • голод или жажда;
  • наполненный памперс;
  • неудобная поза, что-то где-то давит.

Первым делом проверьте эти пункты. Если ни один из них не подходит, возможно, новорожденный просто привлекает ваше внимание. Но иногда это значит, что у малыша в этот месяц что-то где-то болит. Несколько очень распространенных неприятностей, которые могут случиться с любым ребенком:

  • Потничка. Небольшая сыпь, которая возникает на ранимой коже тела, если вовремя не удалить с нее пот. Обычно бывает на шее или затылке. Избавиться от нее легко – помажьте кремом или мазью, нужно вовремя удалять пот. Если не лечить, там может развиться инфекция. Это может быть и аллергическая потница, некоторые прыщики будут с гноем – например, когда мама съела/выпила новый продукт и у ребенка на него аллергическая реакция. Чтобы убрать такие прыщики, необходимо во время купания добавлять в воду марганцовку, врач может дополнительно назначить прием Супрастина.
  • Переедание. В погоне за весом, особенно на 2 или 3 неделе, когда ребенок может немного не доставать до нормы, матери начинают слишком сильно кормить новорожденного – в некоторых случаях даже прерывать его сон, чтобы накормить. Не нужно так делать, ведь в результате это отражается в виде проблем с желудком – для каждой недели жизни новорожденного есть норма потребляемого молока, чтобы узнать, сколько съедает ребенок, можете сцедить молоко и покормить из бутылочки. Ребенок может сегодня – завтра прибавлять вес, а последующие два дня не прибавлять, но помните, лучше чуть-чуть недокормить младенца, чем перекормить.
  • Переохлаждение. В начале своей жизни малыш еще не умеет подстраиваться под температуру, поэтому ему легко переохладиться, подхватить простуду. Это часто происходит во время купания. Хорошенько закутывайте новорожденного, не позволяйте ему мерзнуть.
  • Опрелости и прыщики. Возникают от долгого лежания на чем-то мокром. Чтобы этого не произошло, тщательно вытирайте ребенка после купания (особенно уделите внимание сгибам, складочкам), укутывайте в сухие вещи, быстро и своевременно меняйте памперсы. На ночной сон, чтобы не появились прыщики, под памперс нужно использовать присыпку или крем для тела – одного средства достаточно, нет необходимости совмещать.
  • Струпики на голове. Избыток выделения кожных желез, если его вовремя не удалить в этот месяц, засыхает и превращается в неприятные образования на голове, которые очень сложно очистить, не повредив кожный покров (в ранки может попасть инфекция). Старайтесь следить, чтобы их не было.
  • Комары. Если ребенок родился в пору года, когда эти кровососы активны, необходимо обеспечить ему защиту от них, ведь они могут нарушить его сон ночью. А поутру вы будете наблюдать покраснения на теле ребенка, прыщики на лице. Покраснения и прыщики проходят самостоятельно – в течении двух-трех дней. Если же прыщики от комариных укусов на теле или лице долго не проходят, или начали гноиться – обратитесь к врачу.
  • Температура. Первый месяц она только выстраивается, поэтому 37 градусов является порогом нормы для новорожденных. Если после измерения температура выше, то тут лучше обращаться к врачу. Если температура 38 и выше, стоит вызвать скорую, если самостоятельные попытки ее сбить неуспешны. Высокая температура может свидетельствовать как о перегреве, так и об инфекции. Разденьте ребенка, потрите ему ручки и ножки, чтобы улучшить кровообращение, сделайте обтирание. Не проходит температура – обратитесь к врачу.

Как ухаживать

Многие будущие мамочки заботятся о беременности и готовятся к родам, забывая, что важно еще больше узнать о том, как ухаживать за малышом.

За ушами. Не поддавайтесь рекламе – и не берите для новорожденных палочки с ограничителями, они вам не понадобятся. Сера из ушей убирается ватным жгутиком, можете аккуратно сделать, пока малыш спит. Чистить стоит лишь ту, что вышла из слухового прохода, внутрь не нужно лезть – рискуете протолкнуть серу вглубь. Купая малыша, осторожно промойте ушки, потом промокните полотенцем. Кожу за ушками нужно промыть и затем смазать маслом.

За носиком. Его нужно прочищать каждый день, сначала размягчите корочки стерильным растительным маслом, затем опять же (!) жгутиком почистите носик – аккуратными вращательными движениями.

За ногтями. Используйте ножнички с закругленными кончиками, на ручках уголки нужно скруглять при обрезании, на ножках оставить прямыми, чтобы впоследствии они не врастали в кожу. Один раз в неделю достаточно, по мере вырастания. Делать это можно пока малыш спит или наиболее спокоен.

Особенности ухода за девочкой. После рождения на половых губах у малышки есть небольшой налет, если он небольшой – впитается сам, если обильный – нужно удалить. Ухаживая за девочкой, не устраняйте его за раз, а уберите в несколько приемов, используя теплую кипяченую воду и ватные тампоны. Подмывать малышку нужно каждый раз после смены подгузника. За девочкой нужно ухаживать аккуратно и наиболее деликатно – промывая по направлению к заднему проходу. После подмывания нужно промокнуть насухо полотенцем и увлажнить кремом. Не вытирайте изнутри и ничем не мажьте половые губы, чтобы не нарушить микрофлору. Если ухаживая за девочкой на 4 или 7 день можно заметить небольшие выделения, это гормональный криз, волноваться и лечить его нет надобности, он пройдет самостоятельно. Помощь врачей нужна, если появятся гнойные выделения. При уходе за девочкой, нужно уделить внимание и молочным железам. Гормональные проявления имеют место и тут – в виде покраснения и набухания, выделения молозива. При уходе за девочкой не массируйте ей молочные железы и не старайтесь выдавить содержимое. К врачам стоит обратиться, если покраснение и набухание слишком выражены.

Билирубин

В организме малышей появления билирубина – это физиологический процесс, проходящий постоянно, образующий механизм связки и вывода билирубина. Образуется он после распада эритроцитов, а так как у малышей присутствует избыток эритроцитов, то и количество билирубина так же повышено. Происходит так из-за того, что когда плод формировался еще в утробе матери, в эритроцитах содержался гемоглобин плодный, отличающийся от гемоглобина взрослых, а когда ребенок рождается, необходимость в плодном гемоглобине проходит и он разрушается, этот быстрый распад и дает повышенное содержание билирубина. Предусмотрена норма для билирубина в крови ребенка – для определения уровня, из вены на голове малыша берут кровь. Такой анализ по определению количества билирубина безопасен.

Больше беспокойства может вызвать повышенное содержание билирубина в крови малыша, так как он свидетельствует о том, что развивается патологическая желтуха. Для деток, что родились в срок – количество билирубина по норме составляет 256 мкмоль/л, для недоношенных 171 мкмоль/л. Когда ребенку исполняется месяц, процесс распада эритроцитов уже постепенно стабилизируется, а соответственно и количество билирубина в крови становится по показателям, как у взрослых.

Зарядка для тела

Развитие ребенка так же зависит не только от того, сколько он спит или ест, важна для него и гимнастика. При этом зарядка должна нравиться обоим – малышу и маме, потому что ребенок чувствует настроение матери, и если маме не нравится делать гимнастику, то и ребенок будет от нее не в восторге. Новорожденный ребенок набирает вес, спит и…играет со своими ручками и ножками, эти непослушные ручки все время лезут в глазки, ножки куда-то бегут. Зарядка призвана задействовать не только ручки и ножки, но и остальные части тела. Гимнастика не проводится после еды, или когда малыш голоден, идеально подобрать такое время, когда ребенок спокоен и у него нет острого желания спать/кушать и т.д.

Гимнастика тела проводится на ровной поверхности – пеленальный стол очень хорошо подходит, положите на него нетолстый поролон или любую другую подложку. Главное, не делайте поверхность, где будет проводиться гимнастика тела слишком мягкой. Перед тем как начать занятия, убедитесь, что все подготовлено правильно — комната проветрена и температура в ней не выше 21 градуса, а после кормления прошел примерно час, или до кормления осталось хотя бы полчаса.

Несмотря на то, что гимнастика должна проводиться ежедневно, не следует принуждать малыша к зарядке, если он устал или заболел. По времени гимнастика тела проводится чуть более 15 минут, перед выполнением упражнений, просмотрите видео, как правильно делать занятия. Не относитесь к гимнастике, как к военной подготовке – быстро сделали все упражнения и все. Улыбайтесь, разговаривайте с ребенком, перед каждым упражнением погладьте малыша.

Для малыша гимнастика тела важна, ведь это его развитие физически, но лучше без фанатизма – не делайте те упражнения, какие еще рано по возрасту. Не нужно сажать новорожденного или ставить на ножки, иначе такая гимнастика только навредит.

Всему свое время, развитие ребенка зависит от внимательного отношения к малышу, если это гимнастика тела – то выполненная по всем правилам, а чтобы не допустить ошибок, найдите видео упражнения, чтобы сделать все верно.

Будьте внимательны со своим ребенком. Уход за ним и установленный режим очень важен – хороший сон, достаточная норма молока и т.д. Постарайтесь весь месяц посвятить ему. Так малыш вырастет сильным и здоровым.

Читайте также:

iberemennost.ru

Новорожденный (от момента рождения до одного месяца) - Библиотека

Авторы: Мэрилин Сигал

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.• Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.• Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.• Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.• Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.• Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.• Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.• Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.• Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.• Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.• Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужноЕму необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.Меняйте положение ребенкаКогда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.Детский календарьРядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышомСмейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.Не бойтесь избаловать ребенкаСтарайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.Обращайтесь с малышом бережноВозвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

ЗрениеПрикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушкуВ те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.Перемещайте фонарик взад и впередПрикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.Покажите языкНекоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.СлухПовесьте колокольчикПовесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.Танцуйте под музыкуВаш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.Потрясите погремушкой рядом с малышомОсторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)ОсязаниеПоложите ребенку на ладошку палец или погремушкуПоложите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.УпражненияУпражнения для ногПоложите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормленияСохраняйте хорошее настроениеНезависимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.Протяните руку и дотроньтесьПока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

КупаниеПервые ванночкиКупайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.Общение через прикосновенияПосле купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одеваниеПоцелуи в животикМеняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.Разденьте ребенкаНе кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыхаВключите ребенку радиоУкладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.Запишите на пленку шум стиральной машиныВместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.Дайте малышу музыкальную игрушкуЕсли с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.Используйте пустышкуПеред сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.Прогулка в коляскеЕсли погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.Игра тенейНочью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.Пеленки и мягкие подушкиЗа последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

опубликовано 21/05/2007 12:16обновлено 16/01/2017— Педагогика и психология

lib.komarovskiy.net

Ребенку 1 месяц - развитие. что может ребенок в 1 месяц

Что может ребенок в 1 месяц

Случилось то, чего вы ждали 9 месяцев., И вот уже счастливая мама приезжает домой с новорожденным. Что же ждет их в первый месяц, какой ребенок в этом возрасте?

Ребенку 1 месяц — его физическое и душевное развитие:

Первый месяц малыш еще плохо видит, он близорук, поэтому все предметы, которые вы показываете ему, должны находиться на расстоянии не более полуметра. Ваше лицо крошка тоже рассматривает с этого расстояния. Он пока еще не поворачивает голову за удаляющимся предметом, так как не находит связи между ним и действием. Чем чаще вы будете реагировать на его первые желания, выражаемые плачем, тем быстрее он научиться связывать звуки и видимые предметы, лица с конкретными действиями. Пока на громкие звуки, хлопки малыш вздрагивает, так проявляется один из рефлексов – рефлекс Моро. Двигательная активность ребенка еще в основном построена на рефлексах: верхний хватательный рефлекс (когда вы вкладываете в ручку малыша свой палец или кольцо игрушки, он сжимает кулачок), нижний хватательный рефлекс (при надавливании пальцем на стопу в районе 2-3 пальца малыш сжимает ножку, как бы захватывая ваш палец), сосательный рефлекс, рефлекс ползания (положите малыша на живот и сделайте опору под пяточки, ребенок передвинется вперед), рефлекс опоры и ходьбы (если поставить младенца вертикально стопами на опору, то он упрется в стол, выпрямит ножки, если теперь подать его тельце вперед, то он сделает движения ножками, напоминающие ходьбу) и другие, их описание можно найти в литературе. Маме в кормлении поможет рефлекс Куссмауля или поисковый, при легком раздражении уголка рта, малыш поворачивает головку к раздражителю и открывает ротик, его нижняя губка выпячивается, а язычок опускается, мамочка в этот момент вкладывает сосок в ротик.

Очень важны для ребенка первые 5 дней жизни, в это время проходит родовой стресс, малыш должен обязательно наблюдаться врачом. Сейчас многие детки рождаются с родовыми травмами, низкими оценками по шкале Апгар, такие малыши требуют дополнительного обследования, поэтому маму с ребенком после роддома могут сразу перевести в отделение для новорожденных. В первые дни закладывается и основа для успешного грудного вскармливания. Сразу после рождения ребенка прикладывают к груди, и он получает капельки ценного молозива, залог хорошего иммунитета в дальнейшем. На 3-5 сутки у мамы появляется первое молоко, до этого малыш питается молозивом. И молока, и молозива выделяется столько, сколько нужно ребенку, если вы кормите его по требованию. Учите ребенка правильному захвату груди, сосать нужно не только сосок, но и ареолу. В эти дни очень важно, чтобы кроха не попробовал сосать еще что-то кроме груди: пустышку или бутылку, вы рискуете испортить захват либо получить ленивого младенца, который хочет пить только из бутылки. Если ребенку требуется докорм или, например, отпаивание электролитом (при желтушке), то делайте это из ложки.

В первый месяц дети кушают примерно каждые 2 часа, ночью может быть 3-5 кормлений, но все это условно. В периоды сильного роста, обычно к концу первого месяца кроха может начать просить грудь чаще. Будьте внимательны, не допускайте заглатывания воздуха при кормлении или торопливого сосания, это может вызвать усиление колики и частые срыгивания. Если в кале вы находите створоженные сгустки молока, то уменьшите время кормления, малыш переедает и можно нарушить пищеварение. Обычно кормление длится до 20 минут, насыщение происходит за первые 5-10 минут. Если крохе не хватает молока, то в этом случае держите его под грудью чаще и дольше, активная стимуляция вызовет прилив. В первый месяц дети набирают 700-1000 грамм веса и вырастают на 2-3 см.

Не пугайтесь, если к концу 1го месяца ребенка обсыпет прыщиками, похожими на подростковые, это выходят мамины гормоны. Возможны и аллергические высыпания, поэтому обязательно соблюдайте диету при грудном вскармливании. Не стоит употреблять продукты, усиливающие газообразование, они могут спровоцировать колики. Если у крохи болит животик, можно дать капельки, которые пропишет врач, положить на животик теплую пеленку или уложить к себе на живот, контакт кожа к коже самый полезный. После кормления подержите младенца столбиком, пока он не срыгнет.

До 1 месяца ребенок активен 2-4 часа в сутки. Малыш спит примерно 20 часов, на втором месяце время бодрствования будет увеличиваться. После сна и кормления распеленайте кроху, пусть он подвигает ручками, ножками, это укрепит его мышцы. После того, как заживет пупочная ранка, нужно выкладывать малыша на животик, чтобы он учился держать головку, это позволит выйти газикам, поэтому делайте это перед каждым кормлением. Многие малыши сейчас так активны, что не хотят пеленаться, это допустимо, следите только за ноготками крохи, вовремя их срезайте, чтобы он себя не оцарапал. Движения ребенка пока еще хаотичны и бессознательны. К концу первого месяца первые волосы могут выкататься, ничего страшного в этом нет. Если малыш родился с длинной шевелюрой, то выкатывание может случиться и позже.

В первый месяц закладывается здоровье и моральное спокойствие малыша, поэтому главное, о чем должна позаботиться молодая мама, это обеспечение полноценного грудного питания и ухода за новорожденным. Чаще носите кроху на руках, чтобы ребенок ощущал материнское тепло и ласку, так формируется доверие к этому миру.

novorozhdennyj.ru


Смотрите также